В марте-апреле 1923 г. активно завершалась подготовка к процессу над Патриархом Тихоном. До этого власти, использовали, казалось бы все возможные способы давления на Патриарха Тихона: угрозы уничтожения, арест близких Патриарху людей, шантаж, обман и т.д. Однако несмотря на все это Патриарх остался тверд и принципиально не отступал в тех требованиях, которые противоречили канонам Церкви … Согласно Преданию Церкви, не сопротивление властям предержащим, пусть даже безбожным, требуется от православных христиан, а осмысление того, почему Бог предает православных людей в руки безбожных властей. Не во внешних обстоятельствах должно видеть причину бедствий, постигающих нас, а в самих себе, ибо всегда диавол, яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотит (1Пет.5:8). Поглощает же тогда только, когда ему это попускает Бог.
«По откровению от Господа батюшка ждал смерти 15 января 1960 года, в день преподобного Серафима Саровского. Всех беспокоило: если умрет в праздники, на Святках, что делать? Пришел к нему наместник архимандрит Алипий тоже беспокоился об этом и сказал батюшке, чтобы он попросил Господа в эти дни не умирать. А батюшка и отвечает: «Хорошо, ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему». Так и вышло. По послушанию наместнику батюшка умер 18 января 1960 года.» /читать/
«Праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность. Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал. А когда скажу беззаконнику: "ты смертью умрешь", и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив … Когда праведник отступил от праведности своей и начал делать беззаконие, то он умрет за то. И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив.» (Иез.33)
Когда возникла Оптина пустынь точно неизвестно. Известно, что монастырь это древний, но жившие там отшельники скрывались от людей. Вокруг был глухой лес, граница с Польшей, для хлебопашества места неудобные, никому не принадлежащие, потому и невидимы они были для людских глаз. Говорят, пришел сюда в двенадцатом веке разбойник Опт, жестокий душегубец, наводивший ужас на всю округу, покаявшись и приняв постриг с именем Макарий, и именно он из предводителей разбойников стал отцом иноков. А возможно, что это случилось позже в XVI веке, и это был тот самый разбойник Опта, которого обратил прп. Герасим Болдинский…
Един есть Бог безначальный, безвиновный, неограниченный ничем, или прежде бывшим, или после имеющим быть, и в прошедшем и в будущем объемлющий вечность, безпредельный, благого великого Единородного Сына великий Отец, Который в рождении Сына не потерпел ничего, свойственного телу, потому что Он Ум. (Свт.Григорий Богослов «Песнопения таинственные»)
«всякое Божественное Писание дано Духом в трояком виде, как троечастен и человек. Как бы некоторое тело его составляют буквы и подлежащий чувству рассказ, как бы душу образные, переносящая читателя от чувственного к мыслимому, выражения и как бы дух его указание и созерцание самого возвышенного будущего: первое приличествует сущим под законом, второе сущим под благодатью и третье блаженному состоянию, в котором царствует дух, поборовший все плотские помыслы и движения.» (Андрей Кесарийский)
14 октября (1 октября по старому стилю) исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося представителя русской библейско-богословской школы второй половины XIX начала XX веков Александра Павловича Лопухина (1852-1904). Этот великий ученый, по воспоминаниям его друзей, обладал "от природы живым, общительным характером, тонкой наблюдательностью, быстро синтезирующим умом и добрым, отзывчивым сердцем" (Диакон Димитрий Юревич)
Проповедник рассказывает о недавнем чуде, которое произошло на глазах у многих людей. Революционные власти завесили огромными кумачовыми полотнами Спасские ворота, закрыв икону Спасителя и Никольские ворота, на которых было изображение святителя Николая. Кумачовая завеса сама собой упала со Спасских ворот; люди, вышедшие после всенощной из храма увидели ее лежащей на земле, а лампада на Спасской башне ярко горела перед образом Спасителя. На Никольских воротах полотнище также само разодралось крестообразно перед иконою, потом стало быстро истлевать, распалось на части и развеялось ветром по площади.
Сопровождение групп, которые живут в Горней, а жить там стремятся все паломники во Святую землю, одно из главных в монастырском служении. Жаль, последние события, столкновения израильтян и палестинцев, между которыми оказались христиане, резко сократили число приезжающих. Хотя надо сказать, что бизнес на туризме приносит доход и евреям и арабам, и те и другие делают все, чтобы с туристами и паломниками ничего не случилось. По крайней мере, до сих пор посещение Святой земли было безопасным. Да и кто мы такие, грешные, чтоб окончить свою земную жизнь в таком святом пространстве.
Проповедь архим. Иоанна (Крестьянкина)
«И хочется мне привести вам на память слова смиренного Патриарха-мученика, произнесенные после одного из многочисленных покушений на его жизнь. Этими словами святитель благодарил народ за любовь и молитвы: "Покорный воле Божией, я остаюсь спокоен за свою участь… и если Господь пошлет мне мирную кончину… буди имя Господне благословенно. Но если мне суждено прожить мало дней и умереть или от ножа, или от расстрела, или иною наглою смертию и не будут знать места моего погребения да будет воля Божия; я не лучше собратий моих, которые уже так умирали. Желал бы только, чтобы такая смерть послужила во очищение многих грехов моих и была принята Господом, как жертва благовонная за людей…"»
Все Божественное Писание делится на две части сообразно с тем, как это обозначил Господь, говоря, что книжник, наученный Царствию Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое; части эти называются двумя заветами. Но во всех свящ. книгах нужно обращать внимание на то, чтО открывается в них, как [нечто] вечное, о чем повествуется, как о прошедшем, чтО предвещается, как будущее, и чтО заповедуется или внушается, как таковое, что мы должны делать. Спрашивается теперь, принимать ли в повествовании о прошедшем все в смысле только иносказательном, или же оно должно быть утверждаемо и защищаемо в то же время и как действительно совершившееся. Ибо ни один христианин не скажет, что не следует понимать в иносказательном смысле слова Апостола, когда он говорит: Сия же вся образи прилучахуся онем (2Кор.10:11), а также, когда и изречение книги Бытия: И будета два в плоть едину (Быт.2:24) он изъясняет как тайну великую во Христа и во Церковь (Еф.5:32). (О Книге Бытия, буквально)
За годы безбожия после 1927 года, когда был окончательно закрыт Саровский монастырь, шестьдесят два года не было в городе священнослужителей, и не совершалась церковная служба. И вот 26 сентября 1989 года город впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай, который отслужил молебен с акафистом Преподобному Серафиму Саровскому на Дальней его пустынке. А ведь еще два года назад местные власти выставляли 1 августа на всех дорогах и тропинках к Дальней пустынке преподобного милицейские кордоны, чтобы не допустить верующих на это святое место в день памяти Преподобного Серафима. (Церковная хроника. г.Саров)
«Чадушки»
Не думайте, что сказка есть детская забава, несерьезное дело для умного человека: взрослый-де выдумывает, маленьким сказывает… И еще не думайте, что взрослые умны, а дети глупы; и что взрослому надо нарочно "приглупиться" для того, чтобы детям сказку рассказывать… Не обратно ли дело обстоит? Не от "ума" ли добрая половина нашего горя родится? Может быть есть две разные глупости: одна безтолковая, а другая учительная? Одна от праха и грязи, а другая от чернозема? Одна от слепого самодовольства, а другая от испытующего недоумения? Одна глупит от гордости и ведет к пошлости; а другая глупит от смирения и ведет к мудрости… И вот, именно такова народная и особенно русская народная сказка.
(Журнал «Чадушки»)
Один наивный крестьянин-хохол, любопытствуя узнать, почему блаженный может предсказывать будущее…, приступил к нему и спросил: "Батюшка! А чого вы все знаете и умиете предугадувать людям йих житые?" "Яке дыво! отвечал блаженный. У цим нычого трудного нема". "Як же нема? Нывжели так легко, батюшка?" "А вжеж легко. А ты хочешь буть такым?" "Дуже хочу,батюшка. Навчить мене". "Ну дак вырвы из своей рысныци волосынку и завьяжы на ний два узла. Як зробышь оце, та й будышь такым розумным, як я". "Хиба й вы такым путем цего дойшлы?" "А вжеж так", отвечал старец Феофил. Наивный хохол тут же постарался использовать этот совет на деле, но сколько ни трудился завязать на реснице хоть один узелок, конечно, сделать этого не мог. "От так-то и мини трудно досталася моя тэпэришняя доля", сказал блаженный и повернулся от крестьянина прочь… (юродивые Христа ради)
25 июня на Восточном кладбище Минска похоронят Василя Быкова, умершего в воскресенье в больнице под Минском. Гражданская панихида начнется в полдень в Доме литератора. Писатель, прошедший Великую Отечественную войну, был одним из немногих, писавших о ней честно, хотя, конечно же, честность у каждого своя… Незадолго до смерти он вернулся в Белоруссию лечиться после операции, но оказалось умирать. 19 июня, в день рождения писателя, белорусские литераторы на свои средства установили в селе Старые Дороги памятный знак в его честь, но увидеть его он уже не успел. Те, кто читал «Сотникова» или «Дожить до рассвета», знают, кто нас покинул.
В Чечне 18 июня проведена эксгумация останков настоятеля Грозненского храма св. Архангела Михаила священника Анатолия Чистоусова, похищенного и убитого боевиками в 1996 году. (www.pravoslavie.ru)
В канун празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в московском Даниловом ставропигиальном мужском монастыре выставлена для поклонения верующих икона прп. Серафима, хранящаяся на подворье этого монастыря в Рязанской области (храм Архангела Михаила в селе Михеи Сапожковского района). (www.tserkov.info)
В Париже оставшиеся верными Матери Церкви во главе с епископом Вениамином (Федченковым) в 1931 г. образовали общину и, взяв в аренду подземный автомобильный гараж, расположенный в 15 районе Парижа, одном из центров русской эмиграции, создали в нем православный храм во имя трех святителей. (la-france-orthodoxe.net)
По взгляду многих древних и новых исследователей писаний Павла, послание к Римлянам представляет собою краткое изложение христианского учения, которое Апостол предложил римлянам как отчет о своей проповеди, которую теперь он готов был перенести на запад. Но при этом предположении то обстоятельство, что послание адресовано в Рим, является случайным, а кроме того, неверно и то представление, будто в этом послании дается изложение христианского учения. (О послании Ап.Павла к Римлянам)
К Римлянам Послание святого Апостола Павла
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.»
(Рим.13:1-5) (толкование)
Книга пророка Исаии
Так говорит Господь: небо престол Мой, а земля подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. (Беззаконник же,) заколающий вола то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву то же, что задушающий пса; приносящий семидал то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне.
(Ис.66:1-4)
Петров пост
В «Библиотеке православного христианина» отыскалась книга «Как провести Петров пост» (ZIP-52kb).
«Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве. Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от безпечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались.»
(св. Лев Римский)
Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского
чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше знание и рассудительность; послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. Начало мудрости страх Господень; (доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу начало разумения;) глупцы только презирают мудрость и наставление. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
(Притч.1:1-9)
Псалтирь на всякую потребу
Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто, читая псалмы, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушения и гонения, поя псалмы, явится благоискусным, и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом; или обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешал, читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим, и воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение... Слышал я от мужей мудрых, что в древности у израильтян только чтением Писания изгоняли демонов и обличали козни, чинимые ими людям.
(Составлено по писаниям св.Афанасия Великого)
День Святого Духа
«И грех-то привлекает Святого Духа к человеку! Привлекает Его грех, не осуществляемый совершением, но зримый в себе, признаваемый, оплакиваемый! Чем более человек вглядывается в грех свой, чем более вдается в плач о себе: тем он приятнее, доступнее для Духа Святого, Который, как врач, приступает только к сознающим себя больными, напротив того, отвращается от богатящихся суетным своим самомнением (Лк.1:53). Гляди и вглядывайся в грех твой! не своди с него взоров! Отвергнись себя, не имеяй душу свою честну себе (Деян.20:24). Весь вдайся в зрение греха твоего, в плач о нем! Тогда, в свое время, узришь возсоздание твое непостижимым, тем более необъяснимым действием Святого Духа. Он придет к тебе, когда ты не чаешь Его, воздействует в тебе, когда ты признаешь себя вполне недостойным Его!»
(Странник.)
Поучение в неделю всех святых, первую по Пятидесятнице.
«Все земные блага и преимущества оставляют человека, остаются на земле, когда человек по неизбежному и неумолимому закону смерти оставит землю, переселится невозвратно в вечность. Иному уставу последует Божественная благодать: она сопутствует в загробную область стяжавшему ее здесь. Лишь свергнет человек с себя, как оковы, тело благодать, как бы стесняемая доселе плотию разливается обширно и величественно. Она служит залогом и свидетельством для избранника Божия. Когда предстанет он на суд, ожидающий каждого человека после его смерти, и предъявит свое свидетельство и залог свой, тогда сообразно им, как логичное последствие их, предоставляются ему на Небе духовные, вечные, неизреченные и неограниченные богатства, великолепие, наслаждение. В век грядущий он живот вечный наследит (Мф.19:29), сказал Господь».
(Знамение избранных Божиих)
C Днем Святой Троицы!
Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (Деян.1:4-5). Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян.1:8).
В понедельник по Пятидесятнице Св. Церковь празднует день Всесвятого и Животворящего Духа, наравне и вместе со Отцем и с Сыном почитаемого и прославляемого как Единочестное и Единосущное Лицо Пресвятой Троицы. Накануне празднуется день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на св. апостолов в виде огненных языков, почивающих по одному на каждом из прибывавших в Сионской горнице. Но поскольку праздник этот имеет более широкое значение и смысл, то Святые Отцы установили почтить Всесвятого Духа особым праздником на следующий день.
(Храм сошествия Святаго Духа)
Святой Апостол Андрей в Москве!
С 9 по 16 июня 2003 в Москве пребывают мощи святого апостола Андрея Первозванного. Нетленная стопа апостола Андрея, хранящаяся в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон, первоначально, в дни празднования 300-летия Северной столицы, была принесена в Санкт-Петербург. После этого перед великой христианской святыней верующие молились также на Валааме и в Новгороде. В Москву драгоценный ковчег был доставлен из столицы Белоруссии.
Письма свт. Игнатия
Упоминаемый в житии Пахомия Великого прельщенный старец, стоя по действию прелести на раскаленных углях босыми ногами произносил молитву Господню «Отче наш». Причина прелести не молитвословие, не псалмы, не каноны и акафисты, не молитва Иисусова нет! Сохрани Боже всякого от такового богохульства! Гордость и ложь вот причины прелести! Гордость и ложь, виновник которых диавол. А он, чтобы свалить с себя вину, дерзостно и богохульно оклеветал Иисусову молитву, сам же встал в стороне, как ни в чем не повинный. Ныне многие хлопочут, остерегаются и других остерегают от молитвы Иисусовой, утверждая, что должно от нее удаляться, как от причиняющей прелесть, а о диаволе, настоящем виновнике прелести, ни слова совсем забыли. Ах! Какая явная хитрость диавола! Как он прячет искусно...
(Письма к разным лицам)
Конфуз. С полным на то правом зачисляю себя в ряды доблестного агентства ОБС. Праздник-то, оказывается, вовсе не день независимости. Все гораздо проще и значительнее День Российской Федерации. Т.е. смысл прямо противоположен тому, о чем с таким пылом вещалось чуть ниже. Спаси Господи за письма. И это стоит отметить.
Взялся за Псалтирь, благо, более трети псалмов уже есть в выписанном виде. Не могу решить как правильнее сделать: в две колонки русский текст и славянский, или ограничиться только русским?
И с Праздником!
Наконец-то более-менее вразумительно выглядит страничка "Чтение". Завершено оглавление собрания сочинений свт.Игнатия (Брянчанинова). На мой взгляд, существенно улучшилась навигация на "книжных" страницах. И (сладкое напоследок!) с удовольствием представляю Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
Да, и с праздником! С днем Независимости. Честно-мягко говоря, мне не все понятно в этом "празднике". И непонятное выражается в простом, нагло напрашивающемся "школьном" вопросе: от кого-чего? С днем независимости от наших собственных, "рассеянских" земель, обильно пролитых российскими же потом и кровью, простите за штамп, да иначе не сказать? Хотя, говорят, «Карфаген должен быть разрушен»... Российская Империя наконец-то рассыпалась. Что, собственно, и празднуется. Но, простите, кому от этого лучше? Не от того, что празднуется, а от того что рассыпалась? Вы встречали кого-нибудь, кто бы сказал: "Да, теперь мне лучше"?
А слово-то само по себе и неплохое... И хорошо, что праздник. Выходной. Может быть кто-нибудь улыбнется по этому поводу, не задавая себе глупых вопросов. Дай Бог.
Сегодня 28 мая 7511 года от Сотворения Мира
Вторник 7-ой седмицы по Пасхе. Глас 6-й.
Попразднство Вознесения Господня.
Прп.Никиты исп., еп.Халкидонского (IX).
Свт.Игнатия, еп.Ростовского (1288).
Сщмч.Евтихия, еп.Мелитинского (I).
Мч.Еликониды (244).
Сщмч.Елладия еп. (VI-VII).
Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.
и
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от всего сердца поздравляю Вас, Владыко. Слава Богу за все.
Еще новости: книга Бытие. Собственно, готова была еще в субботу, да все не нравилась мне навигация по страничке. После некоторого кол-ва экспериментов получилось нечто более-менее приемлемое. Примерно так же обновлю все остальные текстовые страницы.
И еще... Перечитываю святителя Игнатия. Результат налицо: разнобой в "Книгах" сменился относительным порядком и появилась отдельная страница свт.Игнатия (Брянчанинова) пока, правда, читать почти нечего, но, с Божией помощью, постепенно синий цвет и подчеркивания возобладают.
Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте... Может быть кто-нибудь скажет: и хотелось бы мне послушать Сына Божия, но как достигнуть этого, когда уже протекло около двух тысяч лет с того времени, как Господь наш Иисус Христос пребывал на земле плотию и проповедовал Свое всесвятое учение?
Достигнуть того, чтоб быть нам постоянно со Христом, непрестанно слышать сладчайший глас Его, питаться животворным учением Его, очень удобно: Господь Иисус Христос и доселе пребывает с нами. Он пребывает с нами во Святом Евангелии Своем, пребывает с нами при посредстве святых церковных таинств, пребывает вездесущием Своим и всемогуществом, пребывает всеобильно, как приличествует пребывать неограниченному, всесовершенному Богу. Пребывание Свое с нами Господь явственно доказывает освобождением душ от греховного плена, раздаянием даров Святого Духа, знамениями и чудесами многими... Милости прошу
Еще одна замечательная беседа Святителя Игнатия: "Слово во вторник двадцать второй недели. Объяснение молитвы Господней".
Евангельский синопсис
На http://www.pagez.ru есть замечательная книга Евангельский синопсис это сведенные воедино четыре Евангелия. Удобно, когда необходимо быстро отыскать и посмотреть, как дополняют и уточняют друг-друга святые Евангелисты.
Не могу сказать, полезно ли это убыстрение бывает, наоборот, очень хорошо полистать Евангелия, ища тот или иной стих, просматривая и вспоминая... Так или иначе, в сети, при моей, по крайней мере, скорости подключения, работать не очень удобно, но когда все на жестком диске действительно быстро. Потому, если есть желание, возможно скачать синопсис целиком, одним архивом (размер 1.91 mb). В распакованном виде на это удовольствие можно глянуть здесь, или со страницы "Книги". Милости прошу.
Притча о богаче и нищем
Ушло два часа на поиск в сети беседы Свт.Игнатия (Брянчанинова) на притчу о богаче и нищем (Лк.16:19-31). Лишь анонсы, но самой беседы так и не нашлось. Исправляем.
Сайт открылся
Всего-то чуть-чуть, но уже кое-что. 4 Евангелия текст и чтение. Вот-вот, с Божией помощью, будет готова книга «Деяния Святых Апостолов». Милости прошу.