26.02.2004/13.02.2004/13.02.7512
«…Когда мы вспоминаем или перечитываем это повествование, у нас создается впечатление, будто бы все внимание уделено лишь вере праведного Авраама, но ничего не говорится об Исааке, мы не видим никаких подробностей, касающихся его поведения. На что это указывает? В этом умолчании есть глубокий смысл. Если бы Исаак проявлял какую-то непокорность, несогласие, то Библия, конечно, изобразила бы это. Но Библия молчит, значит, Исаак был смиренным, покорным. Хотя вычисления, какие можно сделать, исходя из текста Библии, показывают, что тогда ему было около двадцати пяти лет, и он мог бы оказывать сопротивление своему отцу, которому было уже, соответственно, сто двадцать пять или более лет…»
«Вопрос о назначении человеческой жизни весьма серьёзен, поскольку затрагивает самое существенное для человека: цель его земного существования. Правильно определившись в этом, поняв своё подлинное назначение, мы сможем трезво взглянуть и на более мелкие вопросы, которые нам ежедневно приходится решать в общении с людьми, учёбе, работе, в семье и в сложнейшем деле воспитания детей. И вот, если мы ошибёмся в этом, основном вопросе, мы не достигнем цели и во всех прочих наших жизненных задачах: ибо как сможет верно осмыслить их тот, для кого вся жизнь в целом не наполнена смыслом?..»
«…В начале Великого поста многие крестьяне отправлялись на богомолье и на поклонение святыням. Паломничать шли с небольшой суммой денег «про запас», по дороге часть денег тратили, но в основном просили подаяние «именем Христовым», в котором никто не отказывал: не подать богомольцам почиталось за грех. Чаще посещали знаменитые монастыри, молились на службах, ставили свечи, а иногда оставались поработать.
С началом поста приходские священники ходили по домам с «постной молитвой». Хождение священника по приходу это не простое хождение, а пастырское обозрение своего прихода, отеческое и учительское посещение своих прихожан…»
«…щедрый подарок Никиты Хрущёва: именно в год 300-летия в состав Украины передали Крым.
Во многих городах открывали памятники Богдану Хмельницкому. Помню, в Ровно он был не капитальный из бронзы или мрамора, а больше похожий на временный, вроде как из гипса. Лет через двадцать на месте сквера, где он стоял, построили кинотеатр, и памятник исчез.
Несколько лет назад, путешествуя по оглушённой независимостью Украине, попал в Переяслав-Хмельницкий. Естественно, пошли на историческую площадь, где неистовый Богдан сделал соответствующее заявление. Перед полуразрушенным собором сиротливо возвышался монумент «в честь 300-летия» в полном запустении: чьи-то гуси по-хозяйски разгуливали возле постамента вместо роты почётного караула…»
«Дорогие братья и сестры, вступая в Великий пост, я прочитаю молитвы перед началом Великого поста, в которых мы будем испрашивать благословения Божия, чтобы с честью каждому из нас пройти спасительное поприще поста, принести покаяние Господу о вольных и невольных грехах. В этих молитвах даются примеры покаяния: они показывают, как нужно каяться, как нужно проверять и осознавать свои согрешения пред Господом, надеясь на милосердие Божие в спасительном деле обновления наших душ покаянием и молитвой, которую мы возносим в продолжение Великого поста. Помолимся, чтобы Господь благословил каждому из нас достойно пройти Святую Четыредесятницу…»
«…Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Так же должно поститься и глазами, т.е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Постясь таким образом, как говорит Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Таин…»
«…Святые Отцы, учители Церкви, при свете Христовом, при свете Святого Духа, вглядевшиеся в глубину сердца человеческого, усмотревшие в этой глубине образ действия различных страстей, называют тщеславие страстью многообразною, самою тонкою, неудобопостижимою. Все прочие страсти возмущают спокойствие человека, немедленно обличаются совестию; страсть тщеславия, напротив того, льстит падшему сыну Адама, приносит ему как бы наслаждение, представляется утешением духовным в награду за совершенное доброе дело…»
«Чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в Успенской церкви города Моздока Терской области, принадлежит к числу древнейших святынь православной церкви. Она называется Иверскою потому, что писана в Иверии (Грузии) иверским иконописцем, имеет над собою иверскую надпись и писана по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверскою. Благодатною своею силою она прославилась на Кавказе издавна и в настоящее время благоговейно почитается как чудотворная икона не только православными христианами, но и неправославными. С Кавказа ея слава распространилась в землю Войска Донского и в губернию Воронежскую, перешла и через Кавказские горы в Закавказье…»
«…Жили-были в огромном царстве-государстве добрые друзья. Собрались они как-то осенним вечером вместе у самовара, да и решили почему бы нам не собрать много-много сказок в одном месте, чтобы народ нашего царства-государства мог в это место прийти и найти любую сказку, а то и свою добавить?
Недолго думали-гадали, да и придумали такое волшебное место, где любой житель сможет найти любимую сказку. Так появилась Сказочная Страна…»
25.02.2004/12.02.2004/12.02.7512
«…Через три года святая мирно отошла ко Господу в своей келлии. Пришедшие братия увидели скончавшегося "инока" и мальчика, рыдающего над ним. Когда стали обряжать Преподобную для погребения, тайна ее раскрылась. Игумен монастыря со слезами просил прощения у усопшей, и его примеру последовал хозяин гостиницы. Тело преподобной Марии было с честью погребено в монастыре. Дочь гостинника пришла к гробу святой и открыто исповедала свой грех, отчего сразу же исцелилась от болезни беснования. Отрок, которого воспитывала преподобная, впоследствии принял иноческий чин…»
«…И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. Как должны мы понимать столь продолжительный пост, по видимости, невозможный для человека при обыкновенных условиях? Очевидно, не так, как делали некоторые, объясняя все Божественною властию Христа, здесь будто действовавшей; так как такое толкование этого события отняло бы у него для нас все его значение. Истолкования должно искать в ином…
Итак, Господь постился сорок дней. Но почему именно сорок, а не более и не менее? Мы побуждаемся сделать этот вопрос по случаю повторения этого самого числа при обстоятельствах, не вполне не сходных и между собою, и с настоящим случаем. Совершенно столько же постились Моисей (Втор.9:9) и Илия (1Цар.19:8)…»
«…В начале 90-х годов я снимала фильм о кладбищах «Над вечным покоем». Владыка согласился принять участие в съемках, в это время он как раз приехал в Москву.
Режиссеру пришлось пригласить не своего питерского, а московского дорогого оператора, весьма далекого от Церкви. Свое безразличие и даже некий снобизм он и не скрывал. Два часа он снимал митрополита Антония, а когда работа кончилась, перед владыкой стоял смущенный и заикающийся «бывший сноб», который задал только один вопрос: «А в 50 лет креститься можно, не поздно?» «Это никогда не поздно, это как любовь. Ведь влюбиться можно и в 80 лет!»
Именно так надо было ответить именно этому человеку, а вот мне, стоявшей в этот момент рядом, запомнились из разговора другие слова: «Почему мы так ухаживаем за кладбищами? Почему русские так любят могилы близких? Потому что это не помойка, куда мы сбрасываем останки, а это место, на котором мы ждем воскресения!..»
«…Тело Евгения было привезено матерью на Родину 20 ноября 1996 года, в день памяти мучеников Мелитинских. Они были воинами-христианами Римской армии, и за отказ отречься от Христа им отсекли головы. Один из этих тридцати трех воинов носил имя Евгений. Летом 1999 года при налете на российскую погранзаставу был убит родной брат Хойхороева, убийцы Евгения. Он был убит на том самом месте, где прежде были захвачены Евгений и трое других солдат. А в начале осени пришло известие о смерти самого Хойхороева…»
«…В царствование императора-иконоборца Феофила (829-842) неподалёку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном. У неё в доме была потаенная комната, в которой хранилась древняя икона Божией Матери. Ночами вдова молилась перед этим образом, бывшим для нее самым драгоценным сокровищем. Кто-то донес на нее и однажды ночью в дом ворвались воины , один из них ударил икону мечем, желая изрубить ее на куски. Удар пришёлся на изображение правой ланиты Пречистой, и из раны выступила кровь. Палачи испугались. Вдова на коленях стада умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, назвали огромную сумму для уплаты и не тронули икону, будучи смущенными выступившей на ней кровью. Когда они ушли, вдова взяла святой образ и направилась с сыном к берегу моря. Долго молилась она и просила Царицу Небесную о милости к Ее образу и о заступничестве за сына. Отпустив икону в воду, она с радостью заметила, что та не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида. Той же ночью мать умоляла сына уйти из дома, опасаясь за его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание. Дальнейшая судьба вдовы неизвестна…»
«…Через несколько лет по преставлении преподобного промыслом Божиим распространился в людях тяжкий недуг, именуемый “корчетой”. Многих больных со скорченными руками и ногами привозили ко гробу святого и оставляли здесь, вложив им в руки палки, чтобы ногтями не поранили рук от сильных корч. И так сильно они катались по земле, крича и прося прощения грехов своих, исцеления от болезни или хоть малого облегчения страданий, что невозможно было видеть их мучения стоящим рядом. О горе нам по грехам нашим!..»
«…Учение о духовном плаче очень древнее и было уже вполне развито прп.Иоанном Лествичником (VI в.), но Симеон дает ему более яркое выражение. В этом отношении еще более замечательны многочисленные места Исаака Ниневийского (а также и Симеона), в которых он описывает духовные состояния высшие даже, чем умная молитва. На этой степени всякая молитва, которая даже в ее наивысшем виде все же остается человеческим действием, прекращается, и человек вступает в состояние мистического экстаза. Экстаз этот, однако, отличается от экстаза Псевдо-Дионисия, который основан главным образом на диалектическом процессе апофатического богословия, в то время как Исаак говорит о неожиданном и внезапном Божественном даре, подаваемом во время духовной молитвы…»
«…Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. В то время супруга хана татарского Джанибека Тайдула уже три года как лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к Великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы тот, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил: Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю…»
«…Особо отметился в современной, сегодняшней ситуации политический комментатор Первого канала Владимир Познер. В очередной раз он призвал русское общество как бы принять правду самоубийц-террористов. Они, мол, выступают за свою идею, мол, они делают теракт из своих обид. Они мстят нам из того, что они потеряли своих близких часто сыновей, дочерей, мужей. Эти «черные вдовы» их вроде бы надо принять, понять и начать переговоры. И только так почему-то нам предлагают видеть ситуацию. Мне кажется, цинизм этого защитника терроризма и террористов удивителен…»
24.02.2004/11.02.2004/11.02.7512
«…Святой, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти к нему, призвав в помощь своих богов. На это дерзнули 68 приближенных правителя, и все, войдя в воду, немедленно утонули. Святой же, повинуясь велению явившегося ему Ангела, вернулся на берег. Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы. Перед смертью священномученик молился обо всем мире, особенно же о тех, кто будет чтить его память. Это произошло около 316 года…»
«…Горько рыдала братия о своем лишении, оставшись без доброго отца и кроткого пастыря. И вспомнили они тогда печальные слова его, сказанные еще при жизни. Когда спросили преподобного о том, где положить его тело, он в последнем смирении ответил: “Стащите мое грешное тело в болото и ногами потопчите…” С умиленным плачем и с упованием на Господа, дерзновенно молясь о своем игумене, взяла братия его честное тело и с псалмами и песнопениями положила, в церкви, которую поставил сам святой и где до последних дней подвизался. Неисчислимые и несказанные чудеса и исцеления недугов исходят от гроба преподобного отца нашего Димитрия чудотворца и до нынешнего дня…»
«…Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. "Не в судах и сварах поститеся". Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах…
Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния…»
«Информационно-аналитический отдел администрации Белгородской области разработал рекомендации «О правилах поведения и общения в православном храме». Причиной их появления, как говорится в документе, стало то обстоятельство, что «на различных мероприятиях, проходящих в православных храмах, … наблюдается некорректное поведение представителей власти и СМИ, которые громко беседуют, пользуются мобильными телефонами», ходят без необходимости по храму. Особо отмечается, что женщины нередко посещают церкви без головных уборов…»
«Сегодня утром президент России Владимир Путин лично поздравил Патриарха Алексия с 75-летием…
В начале беседы с президентом Патриарх поздравил главу государства с Днем защитника Отечества. В ответ Путин подчеркнул, что Церковь всегда была с армией, во все времена и сейчас очень ей помогает.
Со своей стороны Президент, заметив, что прибыл на день рождения Патриарха, пожелал предстоятелю Русской Церкви хорошего здоровья, хорошего настроения, долгих лет жизни. Президент отметил, что у Патриарха очень много почитателей на Руси, которые внимательно следят за его деятельностью…»
«…Недостаточно отвлеченно признать совместимость социализма с любовью к родине. Чтобы быть живой и действенной, любовь должна быть личной. Не “любовь к любви”, а любовь к лицу. Любовь как бы мы ни старались скрыть ее имя в холодных понятиях солидарности, чувства общения, социальной связи есть начало, скрепляющее всякое общество. Без нее высвобождается хаос противоречивых стремлений групп и личностей, начинается процесс распада. Не механической силе и не проблематическому сознанию общих интересов (общий интерес всегда софизм) растопить и сплавить в единство формы этническую материю. Государство чудится самым внешним и грубым из человеческих объединений. Но оно может жить лишь ценою общих и вольных жертв, как непрерывное горение костра, поддерживаемое валежником в лесу. Только любовь делает его возможным…»
«…После своих лекций я часто слышу отзывы православных воцерковленных людей: «Отец Андрей, Вы меня смутили таким-то примером или анекдотом». Но что я могу на это сказать: «Простите, кого я смутил, Вас? В чем Ваше смущение? Вы что, из-за этого в Церковь не будете ходить?.. Будете. Вы православный человек, замечательно. Может быть, Вы думали, что я обладаю огромной духовностью, а это оказалось не так? Но честное слово, исповедовать святость дьякона Андрея Кураева не является обязательным условием для спасения и своего членства в Церкви. Поэтому Ваше смущение для Вас самих на самом деле не опасно…»
«…Образ действий священника и крестного очень похожи. Священник прежде всего должен встретить каждого пришедшего в храм С ЛЮБОВЬЮ. Явить любовь Христову особенно в наше страшное время. И крестный должен себя вести подобным же образом. Это очень важно, гораздо важнее, чем многое другое! Это заронит семя, которое потом прорастет. Может быть, не скоро, но окажется, что ребенок не зря крестился…
И ведь не случайно так получилось, что огромное количество людей, совершенно "неправильно" крещеных, все-таки к Церкви хорошо относятся, а многие со временем становятся верующими. Как можно сказать, что их напрасно крестили!..»
«…Люди, живущие в Москве, в России, счастливы, что у нас таких событий, все-таки, удалось избежать. И то, что мы слышали о Косово и Метохии самые худшие предположения они, к сожалению, сбылись. Потому что война сегодня перешла из активной формы в неактивную, когда один, преобладающий народ, албанцы их сейчас там около четырех миллионов, причем, граница не контролируется и они спокойно ее пересекают. Они занимаются такой политикой: «Что бы ни творилось мы всех отсюда выгоним. И не только выгоним, но и разрушим следы пребывания православной культуры»…
23.02.2004/10.02.2004/10.02.7512
«Собор Новгородских святителей празднуется, кроме 10 февраля, еще 4 октября и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице.
4 октября 1439 года святитель Иоанн (†1186; память 7 сентября) явился правившему тогда святителю Евфимию (†1458; память 11 марта) и повелел установить сугубую панихидную память погребенным в Софийском соборе Русским князьям и архиепископам Новгородским и всем православным христианам на день памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского. Тогда же были обретены нетленные мощи святителя Иоанна (сведения об этом помещены 7 сентября). Впоследствии, по мере прославления Новгородских святителей, им был установлен на этот же день Собор…»
«Такова воля человеколюбца-Бога о Своем творении: во все времена и лета заботится Он о роде человеческом и дарует ему полезное. Ожидая нашего покаяния, наводит Он на нас иногда голод, иногда рати за межусобные распри властелина. Этим Владыка наш направляет человеческое нерадение к добродетели, напоминая суть неподобных дел, ибо делающие злые и неподобные дела преданы будут злым и немилостивым властелинам за грехи свои, но и те не избегнут суда: суд бывает без милости тому, кто сам не творит милости.
Произошло это во дни княжения Святополка в Киеве. Много насилий делал людям Святополк, без вины искоренил до основания семьи многих знатных людей и имение у них отнял. И за то попустил Господь взять поганым силу над ним: и много тогда было войн с половцами. К тому же были в те времена усобицы и голод сильный, и во всем была скудость великая в Русской земле…»
«…Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, тоже священный будто. Он еще досвету сходил в баню, попарился, надел все чистое, чистый сегодня понедельник! только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, «для молитвы». Сияние от него идет, от седенькой бородки, совсем серебряной, от расчесанной головы. Я знаю, что он святой. Такие угодники бывают. А лицо розовое, как у херувима, от чистоты. Я знаю, что он насушил себе черных сухариков с солью, и весь пост будет с ними пить чай за сахар…»
«Эта страничка создавалась с целью собрать существующие в Интернете и в печатных изданиях материалы о православной семье. Поскольку положение семьи в современном мире можно назвать удручающим, эта идея мне кажется достаточно актуальной. Православная семья семья, как правило, многодетная. И этот момент играет не последнюю роль в подборе материала для данного сайта…
Православная семья в идеале должна стать домашней церковью, и поэтому здесь добавился раздел «Маковка», содержащий статьи о взаимоотношениях православных супругов и чадородии, а также молитвословия, которые могут оказаться необходимыми в вашей повседневной семейной жизни…»
«…Патриарх был наречен в честь святителя митрополита Алексия, в честь одного из самых почитаемых у нас святых. И, как святитель в свое время, Алексий II много сделал для возрождения России. Годы патриаршества Алексия II это годы, в течение которых произошли очень важные, определяющие по своим последствиям события в стране. Алексий II стал предстоятелем Русской Православной Церкви в переломный для истории России момент. Это был период мучительного поиска нравственных ориентиров. И в том, что и обществу и Церкви тогда удалось избежать раскола, сохранить единство огромная личная заслуга Патриарха…»
«Настало время, дорогие братья и сестры, когда Святая Церковь вновь призывает нас к покаянию и спасению. "Постящеся, братия, телесне, постимся и духовно" есть такие слова в одной из великопостных стихир.
Мы привыкли считать пост телесный наиболее важным делом и совершаем его с особым усердием в дни Святой Четыредесятницы, однако телесный пост это нечто подсобное, способствующее посту духовному, а самое основное это пост духовный.
Что такое пост? Как надо поститься? В чем заключается духовное пощение?..»
«…За последние годы Духовный Совет обители предпринял огромные усилия о воссоздании правдивой информации о монастыре. После прошедших годов лихолетья была утеряна истинная информация об обители. На сегодняшний день в архиве монастыря насчитывается около 2000 страниц документов (полученных из пяти архивов России и из-за рубежа), рассказывающих о ее уникальном прошлом. Всем, кто интересуется историей родного края, будет интересно заглянуть в историческое прошлое монастыря, приоткрыв, таким образом, завесу правды над тем, что было более ста лет назад…»
«18 февраля в Москве, в здании Российского Фонда Культуры, состоялся вечер, посвященный памяти выдающегося церковного и общественного деятеля, стоявшего у истоков создания Российского Фонда Культуры, митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева)…
4 ноября минувшего года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Господь призвал к себе одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви. Бог наградил митрополита Питирима множеством талантов. И каждый из них он приумножил. Многое он успел сделать, но всего не вместишь в одну короткую человеческую жизнь. Поэтому лучшим памятованием о замечательном архипастыре должно стать продолжение его начинаний…»
«…Вот, например, как они ведут себя городе Суровикино, районном центре южнее Волгограда, возглавляемом поволжским немцем Иваном Александровичем Шульцем. Приехав несколько лет назад, чеченцы "акклиматизировались" в райцентре столь успешно, что в кратчайшие сроки внедрились в… правоохранительные органы города: майор милиции Шудди Мумадиевич Гелаев (родной брат Руслана, "знаменитого" полевого командира НВФ, находящегося в федеральном розыске) стал старшим следователем РОВД, а Иса Алхазович Махаев федеральным судьей…»
22.02.2004/09.02.2004/09.02.7512
«…пресвитер Саприкий ожесточился сердцем и даже перед смертью не захотел простить своего брата-христианина. За это Господь удалил от Саприкия Свою благодать, укреплявшую его во время перенесения мучений, и он, уже почти достигнув блаженного конца своего подвига, вдруг устрашился смерти и согласился принести жертву идолам. Напрасно святой Никифор уговаривал со слезами Саприкия, чтобы он не губил себя отречением, стоя уже на пороге Царства Небесного. Тогда святой Никифор сказал палачам: "Я христианин и верую в Господа нашего Иисуса Христа, от Которого отвергся Саприкий. Казните меня вместо Саприкия". Тут же палачи донесли об этом правителю. Последовал приказ: Саприкия отпустить, а вместо него усечь мечом Никифора. Так воспринял мученический венец святой Никифор.»
«В нынешний воскресный день, братья и сестры, который именуется Прощеным воскресением, в преддверии Великого поста Святая Церковь напоминает нам о самом трагическом событии, которое произошло на заре истории человечества, событии грехопадения наших прародителей и изгнания их из рая. Не случайно, поэтому, сегодняшний день имеет и еще одно литургическое наименование Неделя воспоминания изгнания Адама из рая…»
«Сегодня вечером мы вступаем в святой Великий спасительный Пост. Христос говорит нам сегодня, чтобы этот Пост не был у нас лицемерным, напоказ. “А ты, когда ты постишься, говорит Он, помажь голову твою и умой лице твое” (Мф.6:17), и не уподобляйтесь лицемерам с ложно печальными лицами.
Что значит помазать голову елеем? Голова это ум, говорят нам святые отцы. То есть позаботьтесь о том, чтобы мысли ваши были чистыми, сохраните себя от злых, грязных и пустых мыслей…»
«…мы должны осознать, что нам надо вырваться из многого для того, чтобы быть свободными; нам надо осознать, что только спаянные, соединенные друг со другом любовью, жалостью, милосердием, состраданием можем мы этого достичь. И поэтому на грани Великого поста мы становимся перед образом Христа Спасителя и Божией Матери и просим Их прощения и Их напутственного благословения. Христос был убит детьми Адама, и мы являемся такими же детьми того же нашего праотца. Мы просим Христа нас спасти и благословить но чьи руки пригвоздили Его ко кресту, чья ненависть отвергла Его, как не ненависть, как не руки предков наших по человечеству? И мы должны просить Христа о прощении и о благословении, с тем чтобы Его крест стал нашим спасением, чтобы ранами Его мы исцелели, чтобы, познав крестную любовь Господню, в благодарность мы нашли в себе силы принести Ему всю жизнь свою, всю любовь свою. И у Божией Матери должны мы просить прощения: ведь Сын Ее погиб от наших грехов, не только от греха ветхого Адама, не только от греха живших до нас людей; и в наши дни Он так же погиб бы, потому что мы так же слепы и так же греховны, как Его современники…»
«…В Прощёное воскресение, во время вечерни, совершается чин прощения.
Настоятель, священники, выходят на середину храма, и все присутсвующие просят друг у друга прощения. Чин прощения происходит накануне Великого Поста.
Почему перед его началом полагается у всех просить у всех прощения? Подвиг Поста заключается в покаянии. Чтобы Бог простил нам наши грехи, нужно сначала, чтобы простили окружающие нас люди. Мы грешим всегда, вольно или невольно, сознательно или не сознательно…»
«Владимир Путин подписал распоряжение, которым утвердил новый состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ… От Русской Православной Церкви в него вошли митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин), а также архиепископы Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий делами Московской Патриархии, и Верейский Евгений (Решетников), ректор МДАиС, председатель Учебного комитета при священном Синоде…»
«…Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление. Кто может воспротивиться Ему, когда Он восхощет кого-либо спасти? А Господь всем хощет спастися и в разум истины прийти. Он не возможет спасти только тех, кои сами не желают спасения, кои упорно противятся Его спасающей деснице.
А Ваши родители, как христиане, хотели, искали спасения, только не познали правого пути Православия…»
«…Вроде бы и день такой, что никто не причащается: кончилась масляная неделя, все как следует заговлялись на пост, но в Храм пришло много людей. Зачем пришли все эти люди в Храм? Ведь Чин прощения у нас вечером будет совершаться вечерня, на которой все попросят друг у друга прощения и разойдутся на время поста предстоять Богу в посте и молитве. Я, конечно, прошу прощения у тех, в ком я ошибусь, но очень многие пришли в Храм для того, чтобы взять благословение на разрешение от поста и не поститься!
Я совершенно уверен, что, по крайней мере, половина людей, которые сейчас стоят в Храме, после службы будут подходить к Кресту и говорить: «Я больная, я слабая, у меня дети, у меня на работе обстоятельства» тысячи всяких причин для того, чтобы найти себе оправдание в том, что мы пост соблюдать не хотим, не хотим жить по правилам церковным!..»
«…На Кипре в последнее время смешанные браки между мусульманскими мужчинами и женщинами христианками перестали быть редкостью. По статистическим исследованиям, выполненным Министерством финансов Кипра, число подобных браков растет с каждым годом. Естественно, что подобные браки, запрещавшиеся церковным правом с древних времен (канон №14, IV Вселенский Собор), не признаются и сегодня Кипрской Церковью (статья Устава №220b). Смешанный брак допускается, по церковным канонам, только после принятия мусульманином крещения в православного…»
21.02.2004/08.02.2004/08.02.7512
«Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: «Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей.»
«Все истины Православия выводятся из одной истины и сводятся к одной истине, безграничной и вечной. Эта истина Богочеловек Христос… Православие Православие Богочеловеком. И ничем другим и никем другим. Отсюда второе имя Православия Богочеловечество. В нем ничего не бывает по человеку и от человека, но все приходит от Богочеловека и бывает по Богочеловеку. А это значит: основную, вечную истину жизни и мира человек переживает и сознает только с помощью Богочеловека, в Богочеловеке. И еще: всецелую истину о человеке, о цели и смысле его бытия, человек познает только через Богочеловека. Без Него и вне Его нет истинного человека, ибо человек является истинным только Богочеловеком и в Богочеловеке. Вне Его человек превращается в привидение, в чудовище, в бессмыслицу. И вместо человека вы находите лишь его остатки, обломки, прах. Поэтому истинное человечество только в богочеловечестве. И нет другого под небом…»
«Други наши, сегодня, в Неделю воспоминания о Страшном Суде Божием, грядущем, как тать, на всю вселенную, дне, когда решится окончательно и бесповоротно участь всякого земнородного, живущего и уже поглощенного смертью, когда каждый из нас услышит или: "…приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира", или: "…идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его" мне хочется привести для вас мало кому известное свидетельство живого человека об истинности адских мук, ожидающих тех, кто услышит страшное слово последнего приговора: "…отыдите от Мене…" (Мф.25:34,41;8:23)…»
«…Для чего все эти войны? Хотя, честно говоря, никто из нас так до сих пор до конца и не понял, что же тут происходит, и происходило. Цель одна выжить и выполнить задачу, максимально сохранив при этом людей. Не выполнишь пошлют других, которые, может, из-за твоего непрофессионализма, трусости, желания вернуться домой, будут ложиться под пулеметно-автоматным огнем, разрываемые осколками гранат, мин, попадут в плен. И все из-за тебя. Не по себе из-за такой ответственности? Мне тоже.»
Тем не менее, автор взял на себя не меньшую ответственность показать нам очередную "ту" войну…»
«Благочестивому читателю предлагаются житие, канон и свидетельства о чудесах праведного Иоанна Русского, дивного святого, родившегося в пределах южной России, просиявшего благочестием в Турции, пребывающего ныне своими нетленными мощами в Греческой земле, и особо почитаемого на св.Афоне. Любовь к праведному Иоанну Русскому на Православном Востоке столь велика, что в день его памяти в город Прокопион, где в храме его имени находится рака с мощами святого, собираются десятки тысяч человек. Это те, кому святой Иоанн помог нести крест жизненных невзгод исцеленные от рака, параличей, слепоты, беснования. Это родители, вновь обретшие пропавших, заблудших детей. Это все, почитающие угодника Божия, такого любящего, живого и деятельного почти через три столетия после своей земной кончины.»
«…нам, современным людям, ориентированным на внешнее, ментально приземленным и религиозно немощным, хорошо понятны, в сущности, светские потуги выразить себя в оригинальном богословии, философии, искусстве, науке, литературе. Очевидное измельчание, преимущественный формализм и невнятный символизм культурных творений нашей эпохи происходят от того, что современный, технический, рефлексивный, виртуальный человек лишен былой решимости и надежды на саму возможность получения Откровения, обоснованной веры в потенциальное наличие в нем синэргического религиозного опыта. Из всего этого получается явный перекос в мышлении в сторону видимого, деятельного, осязаемого, рационального описания, изображения и преображения тайн мироздания, человека в нем, его внутреннего мира…»
«Останки 30 воинов-защитников блокадного Ленинграда будут захоронены сегодня на мемориальном Чесменском кладбище. Они были найдены на месте строительства деловой зоны "Пулково-3". В этом районе в годы войны проходил южный рубеж обороны города…
Содействие в захоронении останков оказала администрация Московского района города. В церемонии примут участие ветераны и школьники, по чьей инициативе проводится поисковая молодежная акция «Покаяние»
«22,23,24,25 января 2004 было явлено чудо мироточения новописанной иконы святого благоверного князя Александра Невского. Свидетелями этого стали сотни москвичей и гостей столицы посетителей 2-й общероссийской выставки "Православная Русь". Сейчас икона находится в Свято-Троицком Соборе Александро-Невской Лавры. Она выставлена для поклонения верующим.
В ближайшее время будет размещена более подробная информация об этом чудесном явлении и история написания иконы.»
«…Хpистианская любовь это "невозможная возможность" yвидать Хpиста в дpyгом человеке, кто бы он ни был; человеке, котоpого Бог по своемy вечномy и тайномy пpомыслy pешил ввести в мою жизнь, хотя бы на несколько мгновений, не только как повод для "добpого дела" или филантpопического yпpажнения, но как начало вечного общения с Самим Богом. Hа самом деле любовь и есть та таинственная сила, котоpая чеpез все внешнее, слyчайное в дpyгом человеке его наpyжнсть, социальное положение, этническое пpоисхождение, интеллектyальиые способности достигает дyши, единственного личного коpня человеческого сyщества, частицы Бога в нем. Бог любит каждого человека, потомy что Он Один знает безценное и абсолютное сокpовище, дyшy…, котоpую Он даpовал каждомy человекy. Таким обpазом, хpистианская любовь становится yчастием в этом божественном знании и даpом божественной любви. Любовь не может быть безличной, потомy что любовь есть именно чyдесное откpовение личности в одном человеке, личного и единственного сpеди общего и обычного. Это откpовение того, что достойно любви в нем, того, что дано емy Богом…»
20.02.2004/07.02.2004/07.02.7512
«Святые мученики, в Никомидии пострадавшие, были слугами четырех придворных сановников императора Диоклитиана (284-305): Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (память 20 января), которые, в 303 году став свидетелями страданий за веру во Христа Никомидийского епископа Феопемпта (память 5 января), сами уверовали и приняли святое Крещение, за что были подвергнуты мучениям и преданы смерти. Святого Васса закопали в землю по пояс и изрубили, святого Евсевия повесили вниз головой и рассекли пополам, святого Евтихия привязали к столбам за руки и ноги и разорвали на части, святому Василиду разрезали живот ножом. Вместе с мужьями были мучимы и убиты их жены.
После мученической кончины своих господ слуги решили последовать их примеру и тоже исповедали себя христианами пред Диоклитианом. Не склонившись на уговоры и обещания награды, все они, 1003 человека, с женами и малыми детьми, были изрублены воинами, окружившими их тесным кольцом, так что никто из них не остался в живых.»
«…Господь Бог, по-видимому, гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежественен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне во всех степенях служения поголовное самое безпросветное казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний класс коллекция обезьян подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других? <…> И при всём том мы самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем… Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию сама она привлекла их на себя. Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!..»
«…Вот что говорилось о пище в древнем «Наказании некоего отца духовного к християнам»: «Пищю имей умеренну, да не в объедение впадеши. Ибо сладкоядение и многоядение гроб есть всем страстем… Егда же хощеши собрати трапезу, первее сотвори три поклона и благословися с молитвою, глаголя: «Благослови, отче, собрати на стол пищю». И обычно помоляся, сяди со страхом Божиим, в великом безмолвии, благодаря Бога, вкушай. Аще же без страха Божия и с празднословием ясти, то уподобишься псу, кошке и свиние. (…) И благодарствуя питающих, глаголя: «Бог спасет» или «Спаси, Господи, за хлеб и за соль питающих мя родителей (или православных християны)». И, наконец, положи три поклона со обычною молитвою: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Церковный Устав касается пищи в первую очередь потому, что ею во многом определяется духовное состояние и помыслы человека. Но пост должен быть не только телесным, но и духовным…»
«…На иринеевских чтениях было справедливо указано, что христианский педагог Гармаев почти не ссылается на Евангелие. Факт, конечно же, отвратительный, никак, кстати, не освещенный в высокомерном ответе о.Гармаева. Но зачем брать так далеко посмотрите на чисто научную сторону его трудов. Например, в «Обрести себя», речь идет о сложнейших вопросах например, об эмоциональных циклах в жизни человека дневном, недельном, месячном, годовом, десятилетнем… Но в соответствующих местах книги ее текст, простите, «идет слоном» то есть без единой ссылки на какие-либо печатные научные труды…»
«…Обращаясь сегодня к воинам-интернационалистам, Президент сказал: «Вы сумели не только сберечь узы военного братства, вы их укрепили в гражданской жизни, сумели преодолеть физические и моральные травмы, опираясь, прежде всего, надо признать, не столько на помощь государства, сколько на свою солидарность и взаимоподдержку. Вы также сумели сохранить связи со своими товарищами в странах СНГ, где, кстати, сегодня тоже, наверняка, вспоминают эту дату. Вы, наконец, сумели доказать, что вас объединяет не только общая радость побед или горечь потерь и поражений, но умение работать, способность помогать друг другу…»
«Христолюбивые братие мои, послушайте о втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я об этом часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себе слышимое? Тогда царь царствующих, восстав с престола славы Своея, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними рассчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание. Когда помышляю о сем, страхом объемлются члены мои, и весь изнемогаю, глаза мои источают слезы, голос исчезает, уста смыкаются, язык цепенеет и помыслы научаются молчанию. О, какая настоит мне нужда говорить вашей ради пользы! И страх нудит меня молчать…»
«… Это очень серьезный процесс. Получается, что от того, как понимается святость, зависит мировоззрение в целом. И можно называть себя православным, в храм ходить и даже книги для православных издательств писать, а не иметь православного мировоззрения? Если сущность святости освящение от Бога забывается, начинается процесс рационализации, процесс протестантизации … нужно как раз быть пламенным реакционером и не стыдиться этого. Хватит у нас мужества? Это страшнее, чем о своей вере заявлять в коммунистические времена. Что, я реакционер? Уж извините, да. Фундаменталист? Пожалуй, да! Шовинист? Ладно. Юдофоб и антисемит? Пожалуйста, запишите, если вам это нравится и это вам интересно…»
«…не ученому Иерусалиму и не другому, какому либо знаменитому городу тогдашнего мира, а тому же скромному Назарету, где жили родители Пресвятой Девы, суждено было первому услышать и принять спасительную весть. Дивно место, избранное для благовестия великого таинства, но еще более дивно Лице, которому оно возвещено! Тайна спасения мира открыта не людям важным и сильным руководителям народа, не книжникам и законодателям этим светилам науки, а бедной и неизвестной Деве, смиренно проживавшей в хижине древоделя…»
«…Эти вопросы заданы очень умным человеком это надо отметить. Тот вывод, который может сделать умный, образованный, думающий человек из знакомства с христианством, очевидно, будет именно таким, какой сделан в поставленном вопросе. Но ведь дело в том, что таких умных людей было очень много за всю историю человечества, причем христианских мыслителей вряд ли можно назвать дураками. Тем не менее они делали иной вывод, противоположный. Почему же эти выводы так разнятся?..»
19.02.2004/06.02.2004/06.02.7512
«Человек, рожденный женою, краток днями и пресыщен печалями"
(Иов.14:1)
То, что писал Иов в свое время, оказывается еще справедливее в современном обществе. Никогда еще жизнь человека не была так суетна и тревожна, как в наше время. Одни, действительно, поглощены делами, другие просто не умеют располагать своим временем, и все спешат, все опрометью стремятся куда-то, не успевая перевести дух, все одержимы какою-то нравственной лихорадкой.
В наше время люди не только идут, они бегут в разные стороны, и самые спокойные заражаются этой спешкой; никогда, может быть, не пришлось им вникнуть в эти слова: "в тишине и уповании крепость ваша" (Ис.30:7). Один шаг, сделанный в этой крепости и уповании, принесет больше пользы, нежели сотни шагов, истекающих от суетливости и своеволия человеческого. Когда человек в этом убедится, по бесплодности многих его дел, по разочарованиям, которые его постигают, по изнурению души своей, тогда он перестанет спешить по своей воле. Он даст себя вести тому Пастырю, Который, когда "выводит Своих овец, идет перед ними" (Ин.10:4) и не дает им опередить Его. Ровным, твердым, постоянным шагом пойдет человек за небесным Вождем своим и, устремляя на Него взоры, научится, что значит не выбирать путь, а следовать. Не будет остановки, не будет и спешки, будет послушание и истекающий из него вечный плод.»
«…Что же такое прогресс? В чем, с точки зрения церковной, лежит смысл мировой истории? Неужели культура, наука, искусство все, что создал мир, пустая комедия? Ведь ты так ставишь вопрос? Я понял тебя правильно?
Да, правильно. И мне думается, что вопрос этот в то же время и самое убийственное возражение против христианства.
Почему?
Потому, что безвыходное положение для разума. Или надо признать мировую историю бессмысленной комедией, и тогда все, чему учит Церковь, окажется истиной; или надо признать бессмысленным христианское учение, и тогда истиной окажется то, что создал мир. Но так как величие христианства все же более отвлеченное и менее осязательное, чем величие, созданное миром, то совершенно ясно, что человек выбирает последнее.
Да, громадное большинство действительно поступит так. Оно отвергнет истинное учение Церкви и примет мирскую ложь, но совсем не потому, почему ты думаешь. "Безвыходного положения", о котором ты говоришь, на самом деле не существует. Мировая история, с точки зрения христианской, совсем не "бессмыслица". И ошибка неверующих людей заключается вовсе не в том, что они признают смысл исторического процесса, а в том, что они ложно его понимают…»
«Рассказывают, что преподобный Димитрий Прилуцкий, одаренный необычайной красотой, с юного возраста любил библейскую повесть о целомудрии Иосифа и даже вел суровое постническое житие, чтобы увяла его тленная красота, но чем больше он подвизался, тем более просвещалось лицо его, процветая от поста, как некогда у трех вавилонских отроков. Поэтому он закрывал лицо иноческим куколем и не позволял себе беседовать с мирянами, особенно с женщинами, так что немногие могли видеть его лицо. Одна из именитых переяславских женщин, слышавшая о чрезмерной красоте и целомудрии этого нового Иосифа, полюбопытствовала увидеть лик его. И ей это удалось однажды в церкви, когда он готовился к богослужению. Но внезапно на нее напал ужас, и все ее тело изнемогло в расслаблении. Братия, увидев ее, едва живую, перед дверьми обители, молили преподобного подать ей разрешение. Тронутый ее слезами, он только сказал: "Зачем ты хотела видеть грешника, уже умершего для мира?" И крестным знамением возвратил ей здоровье…»
«…От людей пахло блинами. Богатые пекли блины с понедельника, а бедные с четверга. Мать пекла блины с молитвою. Первый испеченный блин она положила на слуховое окно в память умерших родителей. Мать много рассказывала о деревенской масленице, и я очень жалел, почему родителям вздумалось перебраться в город. Там все было по-другому. В деревне масленичный понедельник назывался встреча; вторник заигрыши; среда лакомка; четверг перелом; пятница тещины вечерки; суббота золовкины посиделки; воскресенье проводы и прощеный день. Масленицу называли также Боярыней, Царицей, Осударыней, Матушкой, Гуленой, Красавой. Пели песни, вытканные из звезд, солнечных лучей, месяца-золотые рожки, из снега, из ржаных колосков…»
«…На диване около дымовой трубы сидели две женщины и, конечно, уж разговаривали без умолку. Удивляюсь всегда этой способности их; мужчины иной раз молчат, не находя общих тем; женщины же, точно их заведут, говорят без умолку. Речь шла о мощах. Говорили о Сергии и Германе, о Сергии Радонежском, о киевских Печерских угодниках. Наконец, дело дошло до Иерусалима.
Одна моя знакомая говорила мне, что в Ерусалиме лежат мощи Господни. Как есть, живые, и пеленой покрыты.
Рабочий недоверчиво посмотрел на рассказчицу, потом стал неуверенно возражать ей, что Иисус Христос воскрес с телом. При сем оглянулся на меня, ища поддержки. Я, разумеется, подтвердил его слова.
Ну, уж не знаю. А так что моя знакомая говорила: лежат, как живые, и пеленой покрыты. Но авторитет ее был уже сорван: ей не верили…»
«21 января 2004 года в центре города Джаковица (Косово и Метохия) около тридцати вооруженных экстремистов совершили нападение на бронемашину германской группы КФОР, которая сопровождала монахов из монастыря Святых Архангелов, а также немецкую съемочную группу, намеревавшуюся запечатлеть на пленку руины православного храма в городе Джаковица.
После того, как информация об этом инциденте была опубликована в сербских средствах массовой информации, положение монахов монастыря Святых Архангелов, находящегося под защитой немецкого контингента КФОР, ухудшилось. Представитель подразделения КФОР Клаус Эхлерс выразил недовольство публикацией. После того, как игумен обители Герман (Вучечивеч) обратился с просьбой о расследовании данного инцидента, руководство немецких КФОР проинформировало монахов, что 'по техническим причинам' монастырь будет отключен от мобильного военного генератора, который до тех пор предоставлялся в пользование обители…»
«…Отец Иустин (Попович) часто говорил о мученической Русской Церкви и о Заграничной Церкви: “Я их понимаю, они не хотели сотрудничать с советской властью, но и те были вынуждены, надо и их понять. Мученическая Церковь она выдержит это”. Он советовал Заграничной Церкви вернуться и воссоединиться с Московской Патриархией. Я советовал тем, кого сам знал из РПЦЗ: “Вам необходимо воссоединиться”. Они против митрополита Сергия. Ну, хорошо, против Сергия; но Сергий уже умер, и что дальше? Особенно я всегда был против того, чтобы они вторгались в дела Русской Церкви и сталкивались с ней, принимали каких-то священников или каких-то прихожан. Дай Бог, чтобы Бог потом не наказал их, как это всегда случается с теми, кто делает в Церкви зло раздор, благодать Божия больше не бывает с такими людьми. И даже кровь мученическая не может исцелить раскол в Церкви, это св.Киприан говорил и другие. Святой Ириней говорил, святой Игнатий как зеницу ока надо сохранять единство Церкви: около епископов, около священников, около клира, народа…»
«15 февраля, в день празднования Сретения Господня, в дар храму Новомучеников Российских Алапаевского монастыря были переданы частицы святых мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, сообщает Информационное агентство Екатеринбургской епархии. Их привезли со Святой Земли Иерусалимской инокини Елисавета и Александра.
В 1918 году настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета и ее келейница Варвара Яковлева приняли мученическую смерть за Христа под Верхней Синячихой. Тела их упокоены в Иерусалиме в усыпальнице при храме Святой Равноапостольной Марии Магдалины…»
«…Ясно же, что имя надо объяснять… Недавно я Николаю Фоменко дарил журнал, он даже слегка вздрогнул, глянув на название. Я говорю: "Нет, это не про Вас"… Так что подзаголовком мы хотели уточнить нашу целевую аудиторию, как говорят маркетологи.
Делали мы первый номер, с позволения сказать, забавно: клеили вручную бумажный макет, сидели ночью в редакции, чтобы не было посторонних и т.д. Денег не было, около года мы ходили с этим макетом, всем показывали, все читали, говорили: "Ой, как интересно!" Сочувственно кивали, да, молодцы, и все на этом кончалось. А один священник сказал: "Как замечательно, что есть такой журнал, а почему он до сих пор не издан?"…»
18.02.2004/05.02.2004/05.02.7512
«Елецкая-Черниговская икона Божией Матери явилась на ели близ Чернигова в 1060 году, при Черниговском князе Святославе Ярославиче, как было записано в синодике епископа Черниговского Зосимы Прокоповича (1655-1657). Икона была поставлена в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божией Матери.
Преподобный Антоний (†1073; память 10 июля), подвизавшийся на Болдиной горе в 1068-1069 годах, благословил основать здесь монастырь. В 1238 году монастырь был разрушен татарами, но икона сохранилась во внутренности монастырской стены.
В 1470 году Киевский князь Симеон Олелькович восстановил обитель, и икону вновь поставили в храме.
Дальнейшая судьба иконы неясна. По одному преданию, потомок Черниговских князей Барятинский увез икону в Москву в 1579 году, когда Чернигов перешел к польскому королю Стефану Баторию. В 1687 году окольничий князь Даниил Барятинский возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и перед смертью передал бывшую при нем в походе Елецкую икону в Харьковский Успенский собор…»
«Название первообраза восходит от времён древних, от IV века и связано с покаянием инока Аданской церкви преподобного Феофила, который служил экономом при архиерейском доме, но был оклеветан и изгнан. И так он возроптал, что отрёкся от Бога и ушёл из монастыря. Он даже заключил союз с диаволом и закрепил его "рукописанием на хартии". Впоследствии он раскаялся и денно и нощно молился перед иконой Божией Матери о прощении греха отступничества, называя икону Её "Взыскание погибших". И Божия Матерь вняла слёзной мольбе инока и возвестив о прощении грехов, вернула ему "хартию"…
Чудотворная икона "Взыскание погибших" приплыла по Волге к Саратову в 1666 году и была явлена местному воеводе Кадышеву. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней…»
«Велик будет страх и трепет и исступление в тот час, когда соберет Господь нелицеприятное судилище и отверзутся страшные книги, где написаны наши дела, слова и все, что в сей жизни думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы…
Все облекутся там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце; грешники потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним. Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда приведут себе на память жизнь свою; узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколь благ и милостив Господь к чтущим Его…»
«Митрополит Антоний Сурожский часто повторял слова своего духовника о том, что ни один человек не пришел бы к вере, если бы не увидел свет в глазах другого верующего человека. Свидетельство обращения человека к Богу, поэтому, может быть убедительнее любых проповедей и доказательств. Это история нынешней студентки МГУ, пришедшей в Церковь совсем недавно…»
«Наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Феогност освятил первый православный храм в Антарктиде, возведенный на российской полярной станции Беллинсгаузен.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия храм освящен в честь Живоначальной Троицы. При полярной церкви учреждено Патриаршее подворье, подчиненное Троице-Сергиевой Лавре…
Теперь первое, что видят пассажиры теплоходов, прибывающих к берегам Антарктиды с Огненной земли, это церковь Святой Троицы.»
«…Неужели мы не поймем, что первое проявление правды, которое может повести к спасению того, кто творит зло, это признание за ним права быть, ненависть к злу, которое обладает им, ненависть к разрушительному началу в человеке и готовность послужить человеку, отнестись к нему благоговейно, послужить ему, как мы служили бы Богу нашему, послужить ему во спасение. Расстояние между правдой и милостью в нашей жизни кажется бесконечно большим. Мы должны научиться понимать, что значит любить во спасение и проявлять правду по образу распятой любви Живого Бога, которую Он оставил нам как самый драгоценный и святой дар, Церковь Свою. Аминь.»
«В апреле 2004 года исполняется десять лет со дня возобновления богослужений в храме Девяти мучеников Кизических. Примечательно, что юбилейный год начался значимым событием возвращения чудотворной храмовой иконы, перенесение которой совершали восемь священников и два диакона. Произошла встреча старой и новой жизни прихода.
«Наш храм благодарит всех тех, кто своей молитвой, истинно церковным служением сохранил образ до сегодняшнего дня, сказал настоятель храма Девяти мучеников Кизических протоиерей Антоний Серов после прощального молебна в Предтеченской церкви. Помните, что он находится рядом с вами. В храме, который претерпел много крови и исторически доказал, что он мученический. Пусть Девять мучеников помогут всем нам нести крест нашей веры, без которого России не выжить»
«…Только Бог может сделать бывшее небывшим. И потому только через обращение к Тому, Кто выше времени, можно избавиться от кошмаров, наползающих из мира уже свершившегося. Но, чтобы Вечность могла принять в себя меня, не принимая мои дурные дела, я сам должен разделить в себе вечное от преходящего, то есть образ Божий, мою личность, дарованные мне от Вечности, отделить от того, что я сам натворил во времени. Если я не смогу совершить это разделение в ту пору, пока еще есть время (Еф.5:16), то мое прошлое гирей потянет меня ко дну, ибо не даст мне соединиться с Богом…»
«…Моя знакомая рассказывала об одном случае. К ней, стоявшей в очереди на исповедь, приблизилась интеллигентная дама. И между ними состоялся короткий диалог. “Что здесь происходит?” “Исповедь”. “А здесь можно попросить здоровья?” “Здесь можно попросить прощения”. Услышав эти слова, дама вежливо откланялась и направилась в сторону выхода.
Нужна моя решимость. Очень важно, чего именно я жду от исповеди: Страшного Суда или самооправдания? В одной частной беседе протоиерей Валентин Тимаков сказал: “На том свете нет места юриспруденции!” Я прихожу на исповедь как на Страшный Суд. И это скорее явка с повинной, чем взвешивание моих добродетелей и проступков с извиняющими их факторами. Я очень далек от протестантского понимания: если ты поверил во Христа, то ты-де уже спасен, и Страшный Суд ни к чему. По мысли Патриарха Сергия (Страгородского), протестант ищет не столько спасения, сколько “безнаказанности за совершенные грехи”. С другой стороны, католическая скрупулезность при взвешивании праведности и греховности на весах, при определении: спасен человек или нет? или, быть может, его стоит немного пожарить в чистилище? (будто бы Богу требуются наши мучения!) не приемлема. Иначе невозможен феномен благоразумного разбойника…»
17.02.2004/04.02.2004/04.02.7512
«…Следуя примеру святителя Иоанна Златоуста, которого ему довелось видеть и слышать во время путешествия в Константинополь, преподобный Исидор посвятил себя преимущественно христианской проповеди, той "практической философии", которая, по его собственным словам, является "основанием здания и самим зданием", в то время как логика "есть его украшение", а "созерцание венец". Он был учителем и безотказным подателем советов для всех, кто обращался к нему за духовной поддержкой будь то простой человек, вельможа, епископ, патриарх Александрийский или сам император…»
«…почему люди ненавидят Бога? Они ненавидят Его не только потому, что их дела темны, в то время как Бог есть Свет (см.Ин.3:20), но также и потому, что они рассматривают Его как угрозу, как неизбежную и бесконечную опасность, как противника, как прокурора и вечного преследователя. Для них Господь уже не всемогущий Врач, который воплотился, чтобы спасти их от болезни и смерти, а, скорее, жестокий судья и мстительный инквизитор…»
«…Когда он отошел, солдат осторожно взял свой крестик и, не стесняясь присутствия замполита бригады, поцеловал его. Никто не ухмыльнулся, не бросил язвительную реплику, не осудил и не выразил бурных эмоций. Все молча разошлись по своим боевым постам. Солнце опускалось за горизонт. Наступала тревожная ночь. Какой по счету она будет для каждого, никто не знал. Но все верующие и неверующие в тот день поняли евангельский смысл случившегося: бодрствуйте, ибо не знаете, в какой день Господь ваш придет (Мф.24:42).»
«… Странным и несколько языческим кажется, на первый взгляд, обычай православной церкви молиться в каких-то особых случаях особым святым. Понятно, например, почему в семейных неурядицах прибегаешь к помощи св.Ксении Блаженной. Но почему, например, при болящей голове к Иоанну Предтече?
В этом, несомненно, бывают перегибы. Мы можем сказать, что некоторые святые, еще при земной своей жизни помогали людям в определенных ситуациях. Это святые целители, например, великомученик Пантелеимон, бессребреники Косьма и Дамиан, мученицы Зинаида и Филонилла и др. По преставлении от земной жизни к небесной эти подвижники будут помогать больным людям. Им от Бога был дан дар, он не отнимается и по смерти. Так считает Церковь, и в древнем чинопоследовании Таинства Соборования (иначе Елеосвящения, Таинства церковного исцеления) стоят имена этих святых врачей.
Есть и иные святые, которые помогают в определенных нуждах. Воин воину, миссионер-мореплаватель моряку, путешественнику и др. …»
«…В этот день наша Церковь поминает всех усопших и молится за них. В том числе, конечно, и за тех, кто погиб при взрыве в московском метро. Провожать своих родных в последний путь приходится почти каждому человеку, любовь к ним и добрая память побуждает похоронить их достойно, в согласии с нашими переживаниями и православными традициями. Но традиции эти за десятилетия советского времени были во многом утеряны. В больших городах теперь почти половину умерших кремируют, многих отпевают лишь заочно. В связи с этим возникает очень много вопросов…»
«…Кто может ныне сказать, что так любит Сотворившего и Спасшего нас? Кто так от всего сердца пренебрегает миром, и с такою легкостью отказался от всего, что в мире? Будет ли кто в состоянии стать выше страстей и избегнуть уз тщеславия? Кто всесовершенно отрекался и самой тени вещей, и все оставив, понес крест за Христом, Который решительно говорит желающим слышать: аще кто грядет ко Мне, и не отречется всего своего имения, несть Мой ученик (Лк.14:26,33). А если кто удерживает у себя даже и малость какую из имения, то согрешает тогда, потому что не отрекся всесовершенно от собственности, но пришел ко Христу с недоверием и сомнением…»
«…Мои воспоминания это сугубо личный взгляд изнутри на события, приведшие к расколу в украинском Православии, и, как таковой, несёт печать индивидуальности и, очевидно, не лишен недостатков, неточностей и упущений. Ведь прошло уже немало лет. С этими изъянами, наверное, кто-то не согласится и, возможно, справедливо. Но главные события, связанные с первыми шагами УПЦ, я запомнил хорошо. Ведь я был рядом с Филаретом (Денисенко) в качестве его управляющего делами. Мне приходилось не только видеть, но и слышать его суждения, планы и действя. И это даёт мне возмжность видеть события в несколько ином ракурсе, как бы изнутри, в сравнении с теми, кто их наблюдал со стороны. Разумеется, не всё ещё может быть предано огласке: для этого должно пройти некоторое время. Но основные вехи событий перед вами…»
«Отлично сохранившийся экземпляр "Четьи-Минеи" (сборника житий святых), изданный предположительно в 1580 году, обнаружен в Уфе при разборке старинного особняка…
В особняке, на чердаке которого найдена книга, до революции жил настоятель Воскресенского кафедрального собора, ректор Уфимской духовной семинарии Евграф Васильевич Еварестов, убитый большевиками в 1918 году. Он собрал огромную библиотеку церковных книг 16-19 веков. При переезде из Самары в Уфу, на место нового назначения, его книги перевозили на шести подводах, при том, что его личный багаж уместился в одном саквояже.»
«В Ветхом Завете был закон, по которому женщина после рождения младенца почиталась нечистою в продолжение сорока или восьмидесяти дней, судя по тому, был ли младенец мужеского или женского пола. В эти дни, называвшиеся днями очищения, она не должна была приходить в храм, участвовать в общественном богослужении и прикасаться к чему-либо священному. По прошествии же сего срока она являлась во храм и приносила очистительную жертву…»
16.02.2004/03.02.2004/03.02.7512
«…В 1911 году исполнилось полвека с тех пор, как молодой иеромонах Николай впервые ступил на японскую землю. К тому времени в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33 017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катихизаторов. 3 февраля 1912 года, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года вынес акт о прославлении святителя в лике равноапостолов, ибо в Японии святой уже давно был чтим как великий праведник и молитвенник пред Господом…»
«…Когда я уже была на Карповке, Святейший Патриарх мне как-то говорит: «Мать Георгия, сейчас Рождество, а в Великом Посту я к вам приеду, и хотелось бы уже останавливаться в монастыре». И мы постарались успеть день и ночь мы трудились, чтобы отреставрировать покои святого праведного Иоанна Кронштадтского. За месяц до приезда Святейшего я звонила ему и благодарила за помощь и святые молитвы, сообщила, что к его приезду покои будут готовы. А он мне говорит: «Спаси Господи, мать Георгия. А теперь вам нужно потрудиться в Иерусалиме в Горненском монастыре»…
«Теперь на одном из крупнейших вокзалов России можно помолиться о благополучной поездке», сказал архиепископ Климент. Он отметил, что храм был задуман архитектором Рербергом при строительстве здания вокзала в 1915 году, но помешала революция. В течение последних трех лет купол храма был расписан учащимися Строгановского художественного училища, резной иконостас и иконы выполнены калужскими мастерами. В приветствии патриарха Алексия II подчеркивается: «Киевский вокзал стоит в начале дороги, связывающей нас с Украиной и ведущей в древний город Киев колыбель Святой Руси». Киевский вокзал стал первым столичным вокзалом, в здании которого открыт храм. В 2001-2003 годах на четырех вокзалах Курском, Павелецком, Ярославском и Рижском были устроены часовни. Весной еще один храм появится на Казанском вокзале.»
«…вдруг блеснула молния, послышался страшный голос свыше, и земля сотряслась. Все праведники, от Адама до последнего земнородного, не только не устрашились, но стали еще больше радоваться и веселиться. Они молча тихо приблизились к Престолу Судии, сияя красотой, которой удивился бы всякий человек. Лица же идолопоклонников и неверных были мрачны, на них виден был страх. Когда явился Крест и они поняли, что Христос идет судить всех, то пали духом и устыдились. Израильтяне до появления знамения Креста ожидали какого-то иного великого бога; но, увидев сияющий паче солнца Крест Господень и зная, что он является знамением христианской веры, возопили: «О, горе нам! Иисус Христос, Которого прославляют христиане, идет судить всех!» Их лица омрачились и исполнились стыда. Христиане же радовались и поклонялись Кресту, зная, что на нем Господь был пригвожден по Своей воле, ради спасения людей…»
«…понятно ли обыкновенному разуму действие молитвы человека живущаго, за другого живущаго, особенно если молитва приносится за отсутствующаго, или же и за присутствующаго, но приносится для испрошения чего-либо нравственнаго и духовнаго, как-то: прощения грехов, исправления от пороков, укрощения страстей, просвещения, утверждения в добродетелях? Две души, каждая с своим собственным умом, волею, склонностями, свободою, не суть ли одна для другой два отдельные мира, отдельные тем более, что преграждены телами? Как же молитва одной простирает свое действие на другую?..»
«Если в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!» А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души. Если и во сне человек увидит пламя страшного пожара, то не проснется ли от ужаса? Церковь же живописует в уме людей Страшный Суд и пламя геенны всеми чертами, способными возбудить от духовного сна, но люди никакими описаниями не трогаются и беспечно продолжают оставаться в духовном сне часто до самого конца жизни…»
«…Те, кто не знают, где искать Бога, пусть идут к христианам, пусть идут к святым. Пусть придут и посмотрят в их глаза. И встретившись в этих глазах с Богом, пусть воспламенятся от взгляда святых, как свеча от свечи.
Пока светят миру взоры святых, мир еще существует.
Одно воспоминание о некогда встреченном лучащемся святостью взгляде может согревать душу человека всю жизнь, может утешать и укреплять в любых скорбях и испытаниях. Помня о таком взгляде, не страшно стоять и под дулом пистолета…»
«…Хотел бы от всего сердца призвать всех молодых людей, именующих себя православными христианами, стремиться жить по вере. Перед вами просторное поле деятельности. Ваши силы и таланты нужны Церкви. Их нужно употреблять в деле. Миссионерское служение, дела милосердия труд по возрождению порушенных святынь все это позволит вам стать совершеннее, принесет великую пользу ближним, будет способствовать благу всего общества.
Желаю благословенных успехов в деятельности по духовно-нравственному просвещению и воспитанию подрастающего поколения Синодальному отделу по делам молодежи и молодежным отделам во всех епархиях Русской Православной Церкви.
Господь да благословит подвижнический труд всех, кто вступил на многотрудное и ответственное поприще православного молодежного служения.»
«…песни из мультфильмов, сказок, детских фильмов. Все это лежит в разделе Песни. Планируем обновлять сайт не реже одного раза в неделю. В разделе Сказки выложены записи с виниловых пластинок, которые у меня еще живы и сказки, озвученные уже в наше время. Раздел Стихи содержит стихи в звуковой форме. Раздел Аудиокниги самые разные произведения радиопьесы, радиоспектакли, постановки "Театра перед микрофоном" и модные сегодня аудиокниги. В разделе Классика живет классическая, и просто музыка, так или иначе относящаяся к детям. И много, много других материалов, которые будут интересны как Вам, так и Вашим детям.»